Дизайн сайта

Дизайн сайта — понятие более сложное, чем просто внешнее оформление сайта. Под дизайном сайта понимается и удобство web-сайта для пользователя — насколько выделены нужные для постоянного применения элементы, легко ли читается текст и так далее.

В этом контексте дизайн сайта должен удовлетворять следующим основным требованиям:

• создавать у посетителя web-сайта ощущение комфорта благодаря правильной компоновке информации на странице;

• не заставлять посетителя web-сайта думать и отыскивать элементы управления и навигации по сайту;

• быть стильным, чтобы подчеркивать имидж компании;

• соответствовать рекламируемым на сайте товарам (услугам, информации);

• сочетаться с фирменным стилем компании, если такой существует;

• страница должна быть «легкой», чтобы ее загрузка происходила быстро даже на модемном подключении;

• цветовая гамма должна вызывать положительные эмоции у подавляющего большинства посетителей web-сайта и, по крайней мере, не раздражать остальных.

Под дизайном сайта мы понимаем не просто шаблон — баннер вверху, меню вверху, слева и внизу — а полное оформление страниц web-сайта. Размещение информации на web-сайте должно быть продумано и соответствующим образом оформлено. Именно поэтому web-дизайнер должен не только уметь хорошо рисовать и иметь правильное цветоощущение, но и уметь смотреть на свое творение глазами посетителя web-сайта.

Часто web-дизайнерами называют себя люди, освоившие одну-другую программу обработки изображений. Действительно, первое впечатление от освоения такой программы — «Теперь я могу все!». И у некоторых это получается. Но большинство оказывается в ситуации, когда есть и кисть, и холст, и даже лекала, а вот правильно скомпоновать рисунок, да еще раскрасить как положено — уже не по силам.

Или обратная ситуация — профессиональный художник. Он может все замечательно нарисовать, и цвета подобрать правильно, и оригинальность привнести, но пользоваться таким web-сайтом нет никакой возможности. Кнопки управления такие меленькие (они web-дизайнеру мешали), что их без лупы не разглядишь. Или ссылки, которые почти незаметны. А уж про текст синим по голубому лучше и не говорить — смотрится, может быть, красиво, но читать без слез нельзя.

Профессия web-дизайнера — это новая, довольно сложная и хорошо оплачиваемая профессия. Этому пока почти нигде не учат. Web-дизайнер — это не просто художник. И не просто дизайнер. Есть очень много тонкостей, присущих именно web-дизайну сайтов.

К сожалению, заказчики часто недооценивают важность профессионального подхода к дизайну сайта. Действительно, зачем платить кому-то, который называет себя web-дизайнером, 500 у.е., если сосед все красиво нарисует за ящик пива. В результате получается web-сайт, который не только не работает на имидж компании, а наоборот, роняет этот имидж в глазах посетителей сайта.

В свое время Артемий Лебедев, по общему признанию web-дизайнер № 1 в российском Интернете, сказал, что настоящий, профессионально сделанный web-сайт стоит, как минимум, несколько тысяч у.е. При этом на дизайн сайта приходится 20-40% от общей стоимости проекта. По нашему мнению, он прав на все 100%.

В свое время «Горбушка» объявляла конкурс на лучший web-дизайн только главной страницы своего сайта с первой премией 4500 у.е.! Товарищи понимают, за что платят. Кстати, начинали они с премии в 400 у.е., но быстро поняли, что за такие деньги ничего хорошего не получат.

Настоящий web-дизайнер стоит дорого. И предложение услуг квалифицированных web-дизайнеров на рынке очень даже невелико. Конечно, если дать объявление «Требуется web-дизайнер», то писем получите сотни, если не тысячи. Но выбирать будет практически не из кого. Так что зависимость здесь очень простая — за что платишь, то и получаешь.

Хотелось осветить еще один момент. Очень часто в рекламе web-студий написано: «Представляем на выбор заказчика несколько вариантов web-дизайна». И заказчики нас периодически спрашивают «А сколько вариантов дизайна сайта вы представляете?». Но ситуация очень проста. Те, кто предлагает на выбор несколько вариантов дизайна сайта, просто лукавят, вводя заказчика в заблуждение. При этом действительно представляется несколько вариантов, но заранее известно, какой вариант будет выбран. Дело в том, что для конкретного сайта делается один web-дизайн, а к нему дополнительно прилагаются какие-то старые заготовки, которые не прошли у других заказчиков. Или слегка модифицированные варианты основного проекта. У заказчика складывается ощущение, что он выбирает, web-студия не перетруждается — и все довольны.

Разработка дизайна сайта — дело сложное и зачастую мучительное. Дизайнер должен как бы «войти» в материал, «слиться» с компанией, понять, что должен увидеть посетитель именно этого web-сайта, чтобы у него не возникало дискомфорта. И три раза «сливаться» профессионалу часто не по силам. Да и незачем — настоящий web-дизайнер чаще всего сразу делает так, как надо.

Мы не обещаем своим заказчикам предоставить столько-то вариантов дизайна сайта на выбор. Мы говорим так: «Посмотрите наши работы. Если вам нравится — значит, мы можем. А если можем — то сделаем. И мы будем делать до тех пор, пока вы не будете довольны». В 99% случаев самый первый вариант дизайна сайта устраивает наших заказчиков. За все время работы нашей web-студии не было ни одного случая, когда заказчик в итоге остался недоволен. Хотя несколько раз приходилось предлагать другой вариант дизайна сайта, уже с учетом замечаний заказчика. И всегда второй вариант дизайна сайта принимался.

Такие ситуации, когда приходилось делать второй вариант дизайна сайта, происходили во вполне определенных случаях. Тогда, когда у заказчика были какие-то свои достаточно четкие представления, каким бы он хотел видеть дизайн своего web-сайта. Но нам он не говорил — мол, вдруг что предложат, чего я не знаю.

Но чудес не бывает. Представьте, что вы любите экзотические блюда — например, сушеных медуз (есть такое у японцев). Приходите в обычный ресторан и заказываете что-то «на вкус официанта», ничего не говоря ему о своих нестандартных предпочтениях. Официант, конечно, ни сном, ни духом, несет что-то весьма вкусное, но наверняка не экзотическое — меньше вероятность попасть впросак. Например, каких-нибудь устриц. А клиент и говорит: «Ну-у-у, а я думал, может, вы принесете жареных тараканов!».

С дизайном сайта иногда (правда, очень редко), происходят именно такие истории. Поэтому своих клиентов мы сразу просим — скажите, есть ли у вас представления о дизайне сайта, и, если есть, то какие? Если это трудно выразить понятными словами, просим показать сайты, которые им нравятся. И, анализируя эти web-сайты, мы понимаем, каковы же вкусы клиента. Процесс очень непростой.

Итог вышесказанного о дизайне сайта такой: не надо скрывать от web-дизайнера своих вкусов, надеясь на то, что он предложит что-то лучшее. Вкусов уже не изменить, и ничего лучше вашего вкуса все равно нет. Надо просто дать web-дизайнеру возможность совместить то, что нравится вам, с тем, что, по его опыту и знаниям, понравится большинству посетителей web-сайта — вашим потенциальным клиентам.

Партнёры: